ОСНОВНЫЕ
ПРАВИЛА ИГРЫ В КРОКЕТ
Основные правила игры в крокет — это упрощенный набор
правил, дающий представление о том, как играют в крокет. Для более детального
изучения игры необходимо пользоваться Полными правилами крокета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Основные принципы игры изложены в пп. 1—7. Более подробно
они изложены в следующих параграфах, которые также комментируют некоторые
особые ситуации, возникающие в течение игры.
1. Игра состоит из серии ударов по неподвижному шару,
которые наносят специальным молотком. Один из игроков играет голубым и черным
шарами, второй — красным и желтым шарами (или зеленым и коричневым против
розового и белого).
2. Игроки совершают свои ходы по очереди. За исключением
начала игры (см. п. 21), игрок может играть ход любым из двух своих шаров,
который он выбирает в начале хода, и только им. Шар, выбранный им для игры в
этом ходе, называемся страйкер-шаром.
3. Шар зарабатывает очко при прохождении
сквозь следующие по его маршруту воротца в
правильном направлении. Победителем становит-
ся игрок, первым проведший оба свои шара через 12 воротец по маршруту
(рис. 1) и заставивший их после этого
удариться о колышек, т. е. заработавший таким образом 26 очков раньше
своего противника.
4. Игрок
в начале хода имеет право только на один удар, после чего его ход
заканчивается, за исключением тех случаев, когда он в этом ударе проходит
воротца или ударяет другой шар.

Рис.1.
Корт и стандартный маршрут.
Ярдовая и стартовые линии на поле
не маркируются.
Схема для наглядности заменена на цветную, используемую Межрегиональной
федерацией крокета
5. Когда игрок
проводит свой шар сквозь воротца| , он зарабатывает очко и
получает право на один дополнительный
удар.
6. Когда страйкер-шар
ударяет другой, «живой шар (см. п. 7), говорят, что страйкер рокировал этот шар, и он
получает право на крокетный удар. Для
совершения такого удара страйкер-шар поднимают и ставят в контакт с любой
стороны с рокированным шаром, который теперь называется крокируемым шаром. После
такого перемещения шара игрок выполняет крокетный удар молотком по своему шару,
в результате чего оба шара должны придти в движение.
7.После
крокетного удара страйкер играет дополнительный удар, если только его ход не
заканчивается в результате того, что он посылает один из шаров за пределы
корта или по какой-либо иной причине.
8. Шар,
который можно рокировать, называется «живым» шаром. Шар, от
которого взяли крокет, называется «мертвым» шаром.
9.Страйкер не
может брать крокет от «мертвого» шара; если он нарушает это правило, его ход
заканчивается (см. п. 54).
10.В начале
нового хода и каждый раз после прохождения страйкер-шаром воротец все шары снова
становятся «живыми». Так, совершая несколько последовательных ударов, страйкер
может за один ход заработать несколько очков, или, как говорят в таком случае,
сыграть серию.
ОДИНОЧНАЯ ИГРА
Начало игры
20. Игрок, выигравший жеребьевку, которую
осуществляют подбрасыванием монеты, имеет право начать игру первым либо выбрать
цвет шаров, которыми он будет играть. Если он выбирает играть первым, его
противник имеет право на выбор цвета шаров и наоборот.
21.Первый игрок
начинает играть любым из своих шаров с любой точки на стартовой линии А или В.
После завершения его хода противник поступает аналогично. Оставшиеся два шара
вводят в игру таким же образом в третьем и четвертом ходах игры. Начиная с
пятого хода игры, страйкер может выбирать, каким из своих двух шаров он будет
играть в очередном ходе (см. п. 2.)
22.Первые четыре
хода игры во всем остальном являются обычными ходами, в которых можно
зарабатывать очки и рокировать другие шары. Положения, когда шар уходит за
границу корта или останавливается возле нее, рассматриваются в правилах 10—12 полных
правил крокета.
23. Шар
считается ушедшим за границу корта
сразу же, как только любой своей частью он кос-
нется вертикальной плоскости, поднятой от внут-
реннего края границы.
* Пункты 8-19,
посвященные корту и его оборудованию, не приводятся. Вся информация подробно
изложена в Полных правилах (часть I, гл. 2. Корт и оборудование). — Прим. ред.
Ход страйкера заканчивается по этой причине только в том случае, если это
произошло во время крокетного удара (см. п. 37).
24.В конце
каждого удара страйкер должен пернуть на корт любой шар, который ушел за его
границу, за исключением страйкер-шара, когда он с обирается взять им крокет (п.
32). Страйкер возвращает шар на корт, ставя его на ярдовую линию на точку,
ближайшую к той, где он ушел за границу.
25.В конце
каждого удара страйкер должен вернуть любой шар, лежащий между ярдовой линией
и границей (за исключением страйкер-шара на протяжении всего хода), на точку на
ярдовой линии, ближайшую к той, где они лежат.
26.Если
страйкер-шар находится в ярдовой зоне, его играют с того места, где он лежит.
Однако в конце хода страйкер-шар также возвращают на ближайшую точку ярдовой
линии.
27.Если
страйкер не может вернуть шар потому, что на ярдовой линии или рядом с ней
находятся другие шары, ему следует поставить его на ярдовую линию в контакт с одним
из таких шаров с любой стороны по
своему выбору.
Рокирование
28.Страйкер-шар
делает рокирование, когда ударяет «живой» шар (см. п. 7). Рокирование делается
при ударе страйкер-шара по первому «живому» шару, даже если ранее в этом же
ударе страйкер-шар ударился о воротца или «мертвый» шар.
29.В конце удара, в котором сделано рокирование, если требуется
(см. п. 25), страйкер помещает
рокированный шар на ярдовую линию, а затем, если его ход не закончился (см. п.
50), поднимает свой шар, готовится к удару и выполняет крокетный удар (см. пп.
32—38).
29.Ход не
заканчивается, если страйкер-шар либо рокированный шар вышли за границы корта
после рокирования.
30.Если в
начале хода страйкер решает играть шар, который входит в группу из двух или
большего количества шаров, находящихся в контакте друг с другом, считается,
что шар, который он выбрал, рокирован, и на этом основании страйкер поднимает
свой шар, готовится к удару и выполняет крокетный удар немедленно.
Крокетный удар
32.Страйкер
готовит крокетный удар, ставя страйкер-шар в контакт с рокированным шаром,
который нельзя сдвигать с места (за исключением случаев, когда его необходимо
вернуть на ярдовую линию (см. п. 25).
33.Любой другой
шар, находившийся в группе шаров в контакте, прежде чем страйкер-шар был поднят,
также должен быть поднят и поставлен в контакт с рокированным шаром или шаром,
контактирующим с ним, но так, чтобы он не касался страйкер-шара.
34. В крокетном ударе рокированный шар называют
крокируемым. Крокированный шар после удара
становится «мертвым».
35.Для
выполнения крокетного удара страйкер должен
ударить молотком по страйкер-шару
так, чтобы
крокируемый шар двигался в необходимом направлении или завибрировал, оставаясь
на месте. Если крокируемый шар остается неподвижным, совершен фол (см. п. 53)
и ход заканчивается.
36.Ход
заканчивается, если в крокетном ударе крокируемый шар уходит за границу корта.
37.Ход
заканчивается, если в крокетном ударе страйкер-шар уходит за границу корта, за
исключением тех случаев, когда в этом ходе он зарабатывает очко за
прохождение воротец или рокирует другой шар.
38.В конце
крокетного удара страйкер возвращает все шары, кроме страйкер-шара, на
яр-довую линию, если это необходимо (см. п. 25). После этого, если не было
рокирования (см. п. 29) или не закончился ход (см. пп. 36, 37, 50), он играет
дополнительный удар с того места, где находится его шар.
Дополнительный удар
39.После
крокетного удара или удара, в котором страйкер-шар зарабатывает для себя очко
«за воротца», страйкер играет дополнительный удар с того места, где находится
его шар.
40.В конце
дополнительного удара, если только не было сделано рокирования (см. п. 29) или
не было заработано очко «за воротца», страйкер возвращает все шары на ярдовую
линию, если это необходимо (см. пп. 24, 25), и ход заканчивается.
41.Дополнительные
удары не накапливаются, моному:
a)если в
крокетном ударе происходит роки-рование, страйкер немедленно берет еще один
крокет и после этого играет один дополнительный удар;
b)если
страйкер проходит своим шаром очередные воротца и после этого делает
рокирова-ние в том же ударе, он немедленно берет крокет и затем играет один
дополнительный удар;
c)если
страйкер проходит своим шаром очередные воротца в крокетном ударе, он играет
один дополнительный удар.
Прохождение
воротец
42.Шар
зарабатывает очко «за воротца», когда он проходит сквозь воротца в порядке и
направлении, показанных на рис. 1. Этот маршрут
шара также называют «прохождением воротец по порядку».
43.Шар начинает
проходить воротца, когда какая-либо его часть выступает за неигровую сторону
воротец, и заканчивает прохождение, когда полностью пересекает игровую сторону
воротец, при условии что после этого в том же ударе он не покатится обратно
(см. рис. 4).
44. Провести
шар сквозь воротца можно за
несколько ударов при
условии, что страйкер-шар
не был поднят и помещен в такое положение для
выполнения крокетного удара.
45. Шар не может
заработать очко «за ворота после того, как
он рокировал
другой шар, за исключением тех случаев, когда в
начале удара рокированный шар находится полностью вне
воротец с
неигровой стороны. В такой ситуации зарабатывается очко «за воротца» и
происходит рокирование при условии, что шар пройдет воротца полностью.
46.После удара,
в котором страйкер-шар зарабатывает очко «за воротца», страйкер играет
дополнительный удар, вернув свой шар на ярдовую линию, если он ушел за границу
корта, если его ход не закончился или он не сделал рокирования в этом ударе (в
таком случае он берет крокет).
47.Когда шар,
не являющийся страйкер-шаром, заставляют пройти сквозь очередные воротца,
говорят, что его «пропилили» сквозь воротца (или «сделали пилинг»), и
зарабатывается очко «за воротца», однако игрок не получает дополнительного
хода.
«Закалывание» шара
48.Когда шар
прошел по порядку все 12 воротец и
заработал таким образом 12 очков, он
становится «разбойником» и после этого может получить последнее очко, или
«заколоться», ударившись о колышек (см. также п. 68 для гандикапной
игры), или заставить «заколоться» другой «шар-разбойник».
49.После
рокирования страйкер-шар не может «заколоться» в этом же ударе.
50.«Заколовшийся»
шар также называют «заколотым». В конце удара все «заколотые» шары и
соответствующие их цветам зажимы удаляются с корта и больше не участвуют в
игре.
Если страйкер-шар или рокированный шар
«закалывается», ход заканчивается.
Закрытые шары
51. Шар
закрыт от другого шара, если:
a)воротца или
колышек могут помешать прямому движению страйкер-шара по направлению к
какому-либо другому шару;
b)воротца или
колышек мешают размаху молотка, необходимому для удара по этому шару;
c)страйкер-шар
какой-либо своей частью находится в «пасти» воротец.
52. Если в
начале хода страйкер выбирает для
игры шар:
a) за
положение которого ответственен противник и
b) который закрыт от всех других
шаров, и
c) который не
находится в контакте с любым
другим шаром,
тогда он
может поднять этот шар и играть его с любой точки на стартовой линии А или В
или играть его с того места, где он лежит.
Фолы
53. Страйкер
должен держать молоток за ручку и замахиваться им так,
чтобы ударить по шару ударной частью его
головки, в противном случае он совершает фол. Он также совершает фол, если
играя удар:
а) касается сам или своим молотком любогодругого шара;
Ь) ударяет по своему шару более
одного раза, за исключением ударов по причине помехи, созданной рокированным
шаром или шаром, «заколотым» в этом ударе;
c)прижимает
свой шар к воротцам или колышку;
d)в крокетном
ударе не заставляет крокируемый шар придти в движение или завибрировать.
54. Если
страйкер совершает фол, его ход за-
канчивается и он не получает никаких очков за
этот удар, а его противник имеет право вернуть
шары на их исходные позиции или оставить их в
положениях, которые они заняли в конце хода.
Другие ошибки и нарушения
55.Если
страйкер намеревается ударить и ударяет своим молотком не по тому шару,
которым он должен играть, либо намеревается и берет крокет от «мертвого» шара,
его ход заканчивается, а шары и зажимы возвращаются в те положения, которые они
занимали до последнего законного удара.
56.Если
страйкер предпринимает попытку провести шар сквозь не идущие по порядку
воротца, его ход заканчивается, за исключением тех
случаев, когда он играет крокетный удар, так как в этом случае он получает
право на дополнительный удар.
Противник не
обязан предупреждать страй-кера о совершении одной их этих ошибок. Однако
никакое другое нарушение этого положения не приводит к завершению хода
страйкера, поэтому, когда игроки выступают в качестве совместных арбитров
игры, любой из них обязан как можно быстрее обратить внимание на любое нарушение,
57.которое, как
он подозревает, может быть совершено или было совершено.
58.Если
страйкер не попадает по шару, его ход заканчивается.
59.Если
страйкер совершает больше ударов, чем то количество, на которое он имеет право,
шары и зажимы возвращаются в положения, которые они занимали после последнего
законного удара.
60.Если
страйкер играет не тот удар, который он должен выполнить (например, не берет
крокет, когда должен его брать), шары и зажимы возвращают на их исходные
положения, и он играет правильный удар, если только его ход не закончился по какой-либо иной причине.
61.Любая
ошибка, не замеченная до первого удара хода противника, или другая ошибка, не
замеченная до двух последующих ударов хода страйкера, игнорируется.
62.Если любой
игрок смещает шар с его позиции (зa исключением случаев, когда он
действительно пытается ударить по нему), не
возвращает шар на ярдовую линию либо
возвращает шар на ярдовую линию неверно, такой шар должен быть помещен корректно
сразу же, как замечено подобное
нарушение,
без применения штрафных санкций.
63. Страйкер может передвигать шары для того, чтобы его игре не мешали
препятствия или повреждения на корте, и
имеет право на переигровку, если он был введен в заблуждение противником.
64. Любые другие нарушения необходимо исправлять так, чтобы
минимизировать вызванные ими следствия.
ДРУГИЕ ФОРМЫ ИГРЫ
Гандикапные игры
65.В
гандикапной игре более сильный игрок предоставляет более слабому игроку фору,
т. е. право на один или несколько добавочных ходов, которые называются бисками. Страйкер
может сыграть один или несколько бисков по своему выбору в конце обычного хода,
однако при этом он обязан играть тем же шаром. В начале биска все шары
становятся «живыми».
66.Полубиском
называется ход, в котором ни один из шаров не может заработать никаких очков.
Один биск не может быть разделен на два полубиска.
67.Количество
бисков, которые получает более слабый игрок, равняется разнице между гандикапами
двух игроков.
68.В
гандикапной игре игрок не может «заколоть» собственный шар прежде, чем его
шар-партнер станет «разбойником», кроме тех случаев, когда шар его противника
уже был «заколот».
Парная игра
69.В парной игре
играют по два игрока с каждой стороны. Существует два варианта парной игры. В
одном — каждый из игроков играет собственным шаром. В начале хода сторона
решает какой шар, и следовательно какой
игрок, будет играть; игроки при этом не обязаны чередоваться в выполнении
ходов. Если игрок играет шар своего партнера, ход заканчивается.
70. Второй
вариант парной игры называется «гандикапная парная игра с чередованием ударов»
(приложение 4 к Полным правилам крокета). В такой игре игроки одной стороны
совершают удары по очереди на протяжении всей игры. Партнер игрока, игравшего
последний удар предыдущего хода, играет первый удар следующего хода. Любой
игрок стороны может играть любым шаром своей стороны.
71. В парной
гандикапной игре количество бисков, которое получает более слабая сторона,
равняется половине разницы между совокупными гандикапами сторон, которую
округляют с повышением до полубиска.
Укороченные
игры
72. Допускаются варианты
укороченной игры, например, с меньшим количеством воротец, через которые нужно
провести шар до его «закалывания»
ОБЫЧНЫЕ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ
73. Шарами не обязательно
играть по очереди (в отличии от гольф-крокета).
74. Делать рокирование и брать
крокет можно прежде, чем в этом ударе вы заработали очко «за воротца».
75.Когда вы
провели шар сквозь очередные воротца, вы можете снова делать рокирование и
брать крокет от любого шара.
76.Точно так
же, если вы начинаете новый ход, включая добавочный, все шары снова становятся
«живыми».
77.Если вы
взяли крокет и ваш страйкер-шар прежде, чем прошел очередные воротца, снова
ударяет тот же самый шар, это не считается рокированием и вы не имеете права на
новый крокетный удар. Если тем не менее вы берете крокет, ваш ход
заканчивается.
78.Вы имеете
право на дополнительный удар после совершения крокетного удара или после
прохождения очередных воротец, но вы не имеете права на два последовательных
дополнительных удара.
79.Во время
крокетного удара ставить ногу на свой шар нельзя (это считается фолом, в результате
которого ваш ход завершается).
80.Ваш ХОД НЕ
ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, если в любом ударе, за исключением крокетного, вы:
a) сделали рокирование;
b) провели
шар сквозь очередные воротца.
81. Ваш ход заканчивается, если в
крокетном ударе вы:
а) послали крокированный шар за границу
корта;
б) послали ваш шар за границу корта, за
исключением тех случаев, когда он сделал рокирование или прошел очередные
воротца.
82. Ваш ход заканчивается, если вы
совершили фол в любом ударе.
83. Ваш ход заканчивается, если
вы играете не тем шаром.
84. Ваш ход не заканчивается,
если вы делаете рокирование и:
а) рокированный шар уходит за границу
корта;
б) ваш шар уходит за границу корта.
85. Ваш ход не заканчивается,
если вы проводите шар сквозь воротца и после этого он уходит за границу корта.
86. Шар можно «заколоть» только
после того, как он прошел все свои воротца и страйкер-шар также прошел все свои
воротца.